Почти два века электродвигателя

Современный мир – мир высоких скоростей
и огромных расстояний, а следовательно,
мир двигателей. Именно они в гораздо
более значительной степени, чем раньше,
определяют облик планеты и нашего общества.

Это и двигатель внутреннего сгорания,
появившийся в конце XIX века и неоднократно
усовершенствовавшийся с того времени
(роторно-поршневая модификация Ванкеля
1929 года), и паровые и газовые турбины,
и ядерные силовые установки. Старейшим
из двигателей, до сих пор применяемых
человечеством, является электродвигатель.
Его можно встретить буквально повсюду,
от миниатюрных бытовых приборов до
крупных производственных объектов.
Несмотря на заслуженный возраст –
почти два столетия – производители
электродвигателей и сами устройства
остаются, что называется, на острие
прогресса.

Впервые принцип преобразования электрической
энергии в механическую был воплощен
в жизнь британским ученым, великим
Майклом Фарадеем, в 1821 году. Первыми
появились электродвигатели
постоянного тока
. Они были крайне
просты в управлении и устройстве:
до сих пор первое знакомство с электродвигателем
на уроках физики сопровождается демонстрацией
именно такой модели. Б. С. Якоби сконструировал
первый практически применимый (а не
экспериментальный) двигатель постоянного
тока в 1834 году. Число разновидностей
движителей, основанных на применении
электрической энергии, росло постоянно,
несмотря на неудачу многих экспериментов
и – пока – невысокие возможности практического
применения.

В целом, к началу XX века усилиями
целой плеяды талантливых ученых и
инженеров были созданы все известные
сегодня основные типы электродвигателей.
В 1888 году великий Никола Тесла предложил
принцип построения двухфазных двигателей
переменного тока. В 1889 году М. О.
Доливо-Добровольский сконструировал
трехфазный асинхронный двигатель.
Сейчас именно асинхронные электродвигатели
являются самыми распространенными
в мире, в одиночку занимая больше
половины рынка – а ведь разновидностей
электродвигателя великое множество!

Несмотря на это, было бы неправильно
утверждать, что в конце XIX столетия
история электродвигателей заканчивается.
Напротив, она только начинается. Сильнейшая
конкуренция со стороны двигателей
внутреннего сгорания, появившихся
приблизительно в то же время (четырехтактный
двигатель Отто 1877 года, двигатель
Дизеля 1892 года и так далее), не
остановила распространения электродвигателей
по планете. В 90-х годах XX века были
даже предприняты попытки скрестить
обе технологии в автомобилестроении.
Так появились своеобразные гибриды,
hybrid vehicles, сочетавшие в себе
как двигатель внутреннего сгорания,
так и электродвигатель.

Рынок электродвигателей остается динамичным.
Даже, казалось бы, такие устаревшие
технологии как электродвигатели постоянного
тока получают на нем новую жизнь –
в 1950-х гг. они вернулись в устройствах
среднего и малого размера и ЭМУ, электромашинных
усилителях. Постоянно меняется востребованность
тех или иных моделей, а неизменная
схема асинхронного электродвигателя
дополняется и улучшается. Одним из
наиболее перспективных направлений
прогресса является энергосбережение. 

Источник: электродвигатели
доска объявлений
DVIGATEL.info

Вернуться
в раздел